К великому счастью для христианства, с каждым годом все больше ученых приходят к Богу и посвящают свои научные труды вопросам веры и спасения. Одной из популярных площадок для евангелизации и обмена опытом между верующими учеными стали научные конференции, посвященные различным темам, связанным с богословием. В одной из таких конференций поучаствовал руководитель научного департамента АХЕЦ «Союз Христиан» Михаил Монкевич, который рассказал о связи культуры, литературы и веры, а также поведал о том, почему так необходимо поддерживать соревновательный дух между христианами различных конфессий.
– Михаил Альбинович, расскажите, пожалуйста, с чего началась Ваша журналистская и научная деятельность?
– По образованию я филолог, кандидат филологических наук, литературовед. Это моя изначальная стезя. Журналистику в этом контексте я рассматриваю как нечто прикладное. Та журналистика, которой мне приходилось заниматься на «5 канале» или в издательстве газеты «Комсомольская правда» была достаточно интересным опытом в моей жизни, но сейчас я рассматриваю ее, скорее, как прилагательное к своей основной деятельности.
– Поведайте, пожалуйста, о становлении своего профессионального пути? Чем Вы занимаетесь сейчас?
– Я очень благодарен Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» за счастливую возможность быть в научном департаменте, выступать на различных научных конференциях и представлять точку зрения русскоязычных протестантов. Для меня это очень интересно, потому что изначально моя кандидатская работа была посвящена образу Христа.
Сейчас я переживаю некий ренессанс в своей карьере и мне очень приятно принимать участие в различных конференциях, в том числе и в III Всероссийской конференции кафедры филологии Московской духовной академии «Таинство слова и образа», где я читал доклад о «Дневнике любви и молитвы» Аполлона Григорьева. В данной конференции также принимали участия православные мыслители и литературоведы. И мы все вместе, уважая друг друга, старались поделиться своими сокровенными мыслями о русской литературе, которую мы все очень любим. Например, Федор Михайлович Достоевский для меня – второй писатель после Библии. И таких людей на конференции присутствовало довольно много, мне было очень приятно находиться в этом кругу.
– Какие насущные вопросы, актуальные для сегодняшнего времени, поднимались на III Всероссийской конференции кафедры филологии?
– Эта Московская академия продолжала работать и выпускать священнослужителей даже в советские годы, когда официальной линией развития страны был научный атеизм. Это очень уважаемая организация, которой удалось сохранить и отстоять свою веру. Круг докладов и секций на конференции был очень широк. Были секции, посвященные греческому и старославянскому языкам, и тем языкам, на которых изначально писалась Библия. Также были секции, которые рассматривали новую русскую культуру и литературу, начиная с XVIII и XIX веков, а также их отношения к религиозным вопросам, вопросам веры и спасения.
– Часто ли Вы принимаете участие в подобных мероприятиях?
– Довольно часто. Также недавно я принимал участие в научной конференции «Modernity 2020» в РХГА, где выступил с докладом о Ф.М. Достоевском, и с темой о благочестивом соревновании между ветвями христианства.
– Расскажите, пожалуйста, о дальнейших планах своей работы, к чему Вы стремитесь?
– Я стремлюсь находить общий язык с христианами разных конфессий, потому что на самом деле больше вещей нас все же объединяют, чем разъединяют. В первую очередь нас всех объединяет Иисус Христос, любовь к Священному Писанию, желание служить своей стране и людям. Это то, что наполняет сердце каждого христианина! И в рамках конференции в РХГА я как раз говорил именно об этом.
Соревнование конфессий в добрых делах никогда не принесет вреда нашему обществу. Разве плохо, если христиане разных конфессий будут соревноваться в том, как лучше и эффективнее помочь бедным, нуждающимся людям, сиротам или накормить голодных? Это огромные пласты нашего общества, с которыми государство самостоятельно справляться и работать просто не успевает. Из всего этого складывается мой круг интересов и, разумеется, поскольку я человек науки, то могу об этом говорить на языке ученых, философии, филологии и богословия. И мне также очень хочется, чтобы все это не было витанием в эмпиреях, которые не имеют касательства жизни обычных людей, я стремлюсь к тому, чтобы большие и правильные идеи, о которых мы говорим, благотворно отражались на жизни нашей страны!