«Будь частью своего народа!» Владимир Цыс
В Санкт-Петербурге на Пискаревском мемориальном кладбище прошло мероприятие, посвященное 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Невозможно переоценить значимость тех трагических лет, выпавших на долю наших бабушек, дедушек, отцов, матерей и детей. Мы всегда будем хранить в сердцах память о тех, кто мужественно сражался за нашу свободу и светлое будущее. Владимир Цыс, блюститель Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» по Северо-Западному федеральному округу, пастор церкви «Твердое основание», посетил это памятное мероприятие. Нам удалось задать ему несколько вопросов и узнать его мнение о патриотизме и любви к Родине, а также о важности ощущать сопричастность к истории своего народа.
– Владимир Викторович, что для Вас означает день памяти полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, и какую имеют ценность подобные мероприятия?
– Это значимая дата в жизни нашей страны. Я, как гражданин Российской Федерации, отождествляю себя с ее историей и с ее народом. Поэтому для меня важно принимать участие в значимых событиях, особенно посвященных такой трагедии, как блокада Ленинграда. Зная, что погибли сотни тысяч людей, мы, как христиане, призваны благовествовать и служить нашим гражданам.
Я не отделяю себя от исторических событий моей страны. Для меня это памятная дата, как и для любого здравомыслящего россиянина. Поэтому я принял участие в этом.
– Почему для церкви важно принимать участие в подобных мероприятиях?
– Несмотря на то, что Писание говорит нам, что мы граждане Царства Небесного, и наше жительство на небесах (Филиппийцам 3:20), вместе с тем, мы также граждане своего земного государства. Как Христос оплакивал судьбу Иерусалима (от Матфея 23:37-39), Неемия скорбел и переживал о своем народе (Неемия 1), так и я имею право испытывать пассионарность и любовь к моей Родине, смотря на ее нелегкую и трагическую историю.
Я являюсь гражданином Царства Небесного и имею Небесного Отца, но, вместе с тем, не отказываюсь от отца земного и с такой же ответственностью исполняю свои обязанности, как гражданин России. Не противопоставляю одно другому и считаю, что они идут параллельно друг с другом. Это дает мне моральное право служить нашему русскоязычному населению и нести Благую Весть, потому что я сын моего народа и часть истории моей страны, каким являюсь и для Небесного Отца и Его Царства.
Для меня важно, как для христианина и человека, принимать участие в памятных событиях и служить тому народу, в который Господь поместил меня на этой земле.
К сожалению, сегодня среди российских протестантов очень часто преобладает настроение отрешенности от земных событий и течения истории. Но я не считаю для себя возможным отделяться от своей страны и ее знаменательных памятных дат.
Если есть равнодушие в подобных вопросах, тогда будет трудно идти с Великим поручением к своему народу, потому что нужно понимать, что для них важно и говорить на их языке. Базовая необходимость – иметь элементарное соучастие, эмпатию и сопереживание. И для меня это не искусственно выведенные константы, но часть того воспитания и менталитета, который был привит.
К сожалению, я часто встречаю сегодня христиан, особенно молодых, которые никак себя не отождествляют с Россией, будучи ее гражданами. В этом, на мой взгляд, есть большая проблема для российских христиан.
– Как Вы относитесь к патриотизму?
– Патриотизм бывает разный, и я за здравый, с искренней любовью к своей стране, родине и своему народу. Не вижу в этом какого-то греха или крайности.
Есть, так называемый, псевдопатриотизм, который выражается больше в словах, нежели делах или, наоборот, переходит в национализм и радикальные формы. Здоровая доля данного чувства должна быть у каждого гражданина. Если внимательно проследить историю нашего народа, то мы обнаружим, что христиане всегда радели за успех и развитие России. Например, Михаил Ломоносов и многие герои Великой Отечественной войны.
Бывает, конечно, когда патриотизм переходит в ярый национализм. Безусловно, такое я не поддерживаю. Россия – многонациональная страна, и здесь следят за этим. Но у нормального верующего человека должен быть здоровый патриотизм, стремление трудиться на благо своего общества и своей страны, если цели, которые он ставит, не противоречат христианским ценностям и учению.
В этом понятии нет ничего плохого, хотя некоторые сегодня стесняются этого термина и считают, что им сейчас манипулируют. Я так не думаю, но, наоборот, наблюдаю, что в наши дни проявляется недостаток патриотизма.
Для России это может быть очень опасно. Еще Гумилёв Л. Н. (советский и российский учёный, писатель и переводчик – Прим. ред.) говорил, что если в этносе отсутствует определенный процент пассионариев, то есть людей, которые радеют за успех своего общества, то такой этнос начинает вымирать.
Не поймите меня превратно! Конечно, я абсолютно уверен, что многое зависит от Господа. В Деяниях святых апостолов написано, что Господь определил времена и пределы народам (Деяния 17:26). Не все зависит от нас. Однако в здравом патриотизме ничего плохого я не вижу и не нахожу никакого противоречия христианской вере. Они не являются противопоставлением друг другу, но могут идти параллельно.
– Как церковь может способствовать сохранению памяти таких трагических событий, как блокада Ленинграда, среди молодого поколения?
– У церкви есть инструменты: проповедь и разбор Священного Писания. Но здесь многое зависит от пастора-служителя. Лидер всегда подает пример, и на него ориентируются другие.
Если прихожане церкви видят, что для пастора важны история страны, памятные события, особенно, такие свежие, как прорыв блокады, или же он участвует в возложении венков, оказывает помощь и содействие в жизни блокадников, то они будут подражать ему. Но если верующие наблюдают другой пример, когда пастор игнорирует знаковые даты, ему не интересны трагические события, которыми живет народ, то паства будет следовать этому.
Здесь существует два искушения. Первое, это ересь филетизма, когда государственные интересы подменяют церковные и библейские. Эта проблема всегда существовала в истории христианской церкви.
Другая крайность – это космополитизм, то есть отчужденность от своей нации, страны, своего государственного строя. Когда человек видит себя не гражданином определенной страны, но всего мира. Мы должны стараться избегать и того и другого.