«Ум всегда “догоняет” сердце!» Владимир Цыс
Легко радоваться и благодарить Бога, когда в жизни все благополучно. Кажется, что Господь благоволит к любым нашим начинаниям, и вокруг все складывается как нельзя лучше. Но замечали ли вы, что стоит обстоятельствам измениться, и позитивного настроя как не бывало? Еще вчера мы славили Бога, а сегодня наших сил едва хватает на то, чтобы просто помолиться. Является ли вера даром свыше, как научиться доверять обещаниям Бога, и что делать, чтобы победить собственное неверие, рассказал Владимир Цыс – блюститель Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» по Северо-Западному федеральному округу, пастор церкви «Твердое основание».
– Владимир Викторович, вера – это дар? Или же мы должны культивировать ее сами?
– Священное Писание говорит, что Иисус – наш Господь, начальник и совершитель веры (Евреям 12:2), и, соответственно, мы говорим не просто о вере человеческой. Можно привести такой пример: я верю, что смогу сесть на этот стул и этот стул меня выдержит. Такой верой обладает каждый человек, но мы говорим о Божественной вере.
Есть серьезное богословское мнение, что спасение происходит не нашей человеческой верой, но верой, которую нам дал Сам Господь, потому что мы вдруг начинаем верить в Бога, Которого никогда не видели; верить в чудеса, которых не видели; верить, что наше имя записано в Книге жизни, которую тоже никогда не видели, – то есть, все это иначе, как сверхъестественной верой объяснить нельзя, потому что человеческая вера скажет, что это безумие.
И поэтому мы можем говорить о том, что христианин не просто действует в вере, как обычный человек или представитель любой другой религии, а он действует в вере Божьей, как и написано в Писании: «имейте веру Божью» (От Марка 11:23).
– В чем заключается опасность неверия и как распознать его в себе?
– Если мы понимаем, что вера – это дар, то вопрос неверия уже переходит в другую категорию. Неверие – это, по сути, наши сомнения, и в этом смысле с неверием мы можем бороться, когда «кормим» свой ум.
Довольно часто мне доводилось беседовать с людьми, которые говорили: «Я верю, но мой ум сомневается». Я отвечал, что наша вера в Христа – это Богом данная вера, а ум привык оперировать фактами.
Если эта проблема касается сомнений во Христе, в Боге, то тогда нужно читать книги, например, по апологетике. С этой точки зрения с неверием надо бороться, образовывая свой ум, поскольку ум «догоняет» сердце, которое обновлено и возрождено.
Почему сегодня у многих опускаются руки? На мой взгляд, проблема в том, что последние двадцать лет людей учили тому, что вера двигает горы, а не уточняли, какие именно (улыбается). И люди уверовали в то, что они всемогущие, как и Господь. Но это не так.
Например, момент кризиса, который мы все проходим, когда можно только молиться, чтобы Бог помог и благословил, а наши исповедания не в состоянии отменить серьезных глобальных событий, для многих стал потрясением. На самом деле, нам дана власть над бесами, болезнями и немощами (Луки 10:19), однако нам не дана власть созидать свою так, как видится лишь нам. Многие думают, что они строят Царство и свое будущее здесь, на земле.
Библия говорит, что «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, ожидая откровения» (К Римлянам 8:22). И мы тоже нуждаемся в откровении, в понимании. Проблема заключается в том, что мы уверовали в веру, а не в Творца. Но мы не должны просто верить в силу, но верить в Того, Кто эту силу дает, Кто совершает события, – а все совершает Господь.
Меня тоже учили, что нужно лишь правильно провозгласить, и все непременно произойдет. Но все-таки если мы оперируем верой Божьей, верой от начальника и совершителя, который есть Господь Иисус, то мы не можем просто провозглашать, думая, что силой провозглашения что-то отменим. Мы можем это делать только тогда, когда получили откровение от Бога, в котором Он нам указал на какие-то конкретные вещи: «Молись так» или «Вот, что Я дам». Тогда твоя вера переходит в разряд исповедательно-провозгласительной, скажем так. Это тоже имеет место быть.
Если же считать, что я использую веру, как маг, и могу с помощью нее что-то отменить или применить, то это не верно. Есть вещи, которые не в нашей власти.
– Как приводить к осуществлению в физическом мире то, что уже есть в мире духовном?
– Правильнее говорить, что в духовном мире уже все есть, что обещано. К примеру, известный проповедник и евангелист Эндрю Уоммак говорит, что вера может «взять» именно то, что Бог уже сделал, или обеспечил.
Но даже если в духовном мире есть обеспечение, и ты понимаешь это умом, а в сердце еще не имеешь твердой уверенности, то это тоже «не работает».
На самом деле в духовном мире есть прощение, обеспечение; Бог пообещал, что Он будет заботиться о нас, давать кров, пищу. Но Он при этом не говорил, что мы станет олигархами, вечным воплощением цветущего здоровья, – все-таки Писание говорит, что внешний наш человек тлеет, но внутренний со дня на день обновляется (2-е Коринфянам 4:16). Мы все равно будет сталкиваться с испытаниями. Порой люди думают, что вера дана им для того, чтобы они воплотили все свои мечты. И возникает разочарование, потому что человек, который так рассуждает, ставит себя на первое место, а не Бога Но вера дана, чтобы мы воплотили волю Божью. А воля Божья – это благовествование, жизнь в святости и праведности, даже, в каком-то смысле, в умеренности и скромности.
Иногда из-за нашей незрелости мы торопимся, хотя внутри сами еще не доросли до того, чтобы полностью принять какое-то откровение или слово, и просто повторяем за другими, стараясь получить желаемое. Мы видим человека успешного и сразу хотим получить такой же результат, как у него. Но не понимаем, что за этим стоит большой путь служения, жертвенности, молитв, работы.
Я думаю, что если человек любит Бога и истину больше, он не преткнется, что не получил какого-то ответа. Напротив, это послужит толчком к тому, чтобы еще больше вникнуть и разобраться в духовных и теологических вопросах.