Home  /  Новости   /  Метод христиански-ориентированной библиотерапии в консультировании трудных жизненных ситуаций.

Метод христиански-ориентированной библиотерапии в консультировании трудных жизненных ситуаций.

В статье рассматриваются психологические и духовные основания метода христиански-ориентированной библиотерапии. Описывается метод библиотерапии с использованием текстов Священного Писания. Приводится подробное описание процесса консультирования трудной жизненной ситуации с использованием метода христиански — ориентированной библиотерапии для нахождения личностных ресурсов.

Автор: Цыс Вера Александровна, студентка 3 курса магистратуры кафедра «Психология», факультет психологии и философии человека, Русская христианская гуманитарная академия, г. Санкт-Петербург.

  1. Библиотерапия – лечение словом, написанным и произнесенным.

            Слово играет серьезную роль в жизни человека. Слова могут созидать и разрушать, врачевать и ранить; из-за своих слов человек может быть осужден или оправдан. Чтение  считают одним из важных компонентов  психотерапии. Русский писатель и библиограф Н. А. Рубакин в 1918 г. основал библиопсихологию на стыке психологии и литературоведения. Он отмечал важность конгруэнтности сообщения и его восприятия:

«С библиопсихологической точки зрения содержание слова вложенное надо резко разграничить от содержания того же слова, дошедшего до тех, кто слушает или читает: между тем и другим содержанием – пропасть», [16].

Библиотерапия (от греческого «библио» – книга, «терапия» – лечение) как метод психологической коррекции была известна еще с древних времен. Древние греки, начиная с Платона, применяли чтение книг для улучшения эмоциональных состояний. Авторство слова «библиотерапия» принадлежит С. Крозерсу, а появилось оно в 1916 г. Библиотерапия считается одним из методов  психотерапии и применяется для лечения словом, нормализации психического состояния, воспитания в человеке терпения и человеколюбия, [6], особенно в трудных жизненных ситуациях.

 Трудная жизненная ситуация и ее оценка

В оценке  любой жизненной ситуации воспринимающим субъектом важным обстоятельством является то, как он ее интерпретирует и какое значение придает. На необходимость учета субъективной значимости для человека анализируемой ситуации обращали внимание многие исследователи (К. Левин, Р.М. Грановская, Л. Анциферова и др.).

Трудной называется ситуация, сопровождающаяся переживанием препятствий для осуществления жизнедеятельности, один или несколько параметров которой в индивидуальном сознании субъекта оцениваются неадекватно в сторону повышения их значимости по отношению к действительности», [7].

Трудные ситуации, по сравнению с кризисными или экстремальными, не угрожают жизни и здоровью и не затрагивают экзистенциальных проблем. Согласно классификации Ф. Е. Василюка трудные жизненные ситуации подразделяются на четыре основных типа в соответствии с их особенностями: стресс, фрустрацию, конфликт и кризис, [5]. В нашем исследовании степень трудности оценивалась по шкале от 1 до 10 баллов дважды: во время анкетирования респондентов и после их повторного тестирования.

Начальные оценки распределились следующим образом:

— «значительно выраженная», (8-10 баллов) – 13 (26%) чел.

— «умеренная», (6-7 баллов) – 21 (42%) чел.

— «слабо выраженная», (1-5 баллов) – 16 (32%) чел.

Для того, чтобы взаимодействие человека и жизненной среды было эффективным в преодолении неблагоприятных жизненных обстоятельств, необходимо наличие как средовых, так и личностных ресурсов, способствующих минимизации и устранению противоречий между личностью и средой.

  1. Личностные ресурсы

Важной частью личнocтнoгo потенциала являются ресурсы, представляющие собой  физические и духовные возможности человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программ и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса [4]. Их формирование зависит как от условий окружающей среды, так и от активности самого человека, когда его внутренний потенциал взаимодействует с его возможностями на протяжении всей жизни, [1]. Наш век – век высокой неопределенности, быстрых перемен и необходимости срочного выбора. Поэтому особенно важно иметь разумное отношение к психологическим ресурсам, которые помогают преодолевать  постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в таких условиях.

Многие отечественные исследователи и ученые подходили к исследованию разных аспектов психологических ресурсов. Они выступают как стратегии жизни, ресурсы совладания, механизмы саморегуляции  и регуляции деятельности и поведения, ресурсные состояния и др., [19]. Личностные ресурсы, как психические свойства, дают человеку ощущение позитивного эффекта и ощутимого преимущества, что способствует повышению его жизнестойкости. Для нахождения и осознания личностных ресурсов существует много психологических подходов, в том числе, духовно-ориентированный — с использованием библиотерапии.

  1. Метод психологического консультирования с использованием христиански — ориентированной библиотерапии

Метод христиански-ориентированной библиотерапии опирается на несколько подходов:

  1. Психологический:

— позитивная психология (М. Селигман);

— модель позитивного исследования (Appreciative inquiry), Д. Куперрайдер [24];

— позитивное христианское консультирование (Appreciative Christian counseling)

А. Санду, Ана Карас [26];

— краткосрочная позитивная психотерапия, фокусированная на решение, SFBT —

Solution Focused Brief Therapy, (Стив де Шейзер, Инсу Ким Берг, Уайт М., Эпстон

и др.).

  1. Духовно-ориентированный подход на основе христианской антропологии

(Зенько Ю.М.; П. Майер, Ф. Минирт, Ф. Уичерн, Д. Ратклиф, Черняева С.А.,

Г. Коллинз, Д. Адамс и др.).

Помимо диагностической, коммуникативной и психотерапевтической функций, христиански-ориентированная библиотерапия выполняет моделирующую функцию. При этом клиент обращается к своему позитивному опыту решения трудностей в прошлом. Происходит смещение локуса контроля с проблемы на духовный смысл происходящего, влияя на  процесс  осознания клиентом важности проявления своего внутреннего отношения, решений, поступков и своей позиции в свете христианских ценностей. В консультировании применяется чтение и анализ библейского текста, который подбирается консультантом, исходя из ситуации и запроса клиента. Можно использовать, например, следующие стихи из Священного Писания:

  1. «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину», Пс.36:3
  2. «Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего», Пс. 36:4, [3, 584].

Библиотерапия с применением библейских текстов помогает преодолевать психотравмирующую ситуацию и формирует веру в наличие и получение помощи Свыше. Большое внимание теме изменения личностного отношения клиента к своей проблеме уделяет также позитивная психология, исследуя разные способы поиска потенциала или ресурса личности для выхода из травмирующей ситуации.

4.1 Методы  позитивной психологии

            Позитивная психология (М. Селигман и др.) обращается к позитивному потенциалу, который есть у каждого человека. В этом подходе человек – не жертва обстоятельств, но созидатель своей жизни, который имеет возможность за счет позитивного мышления развивать сильные стороны своей личности. Слово «positivum»  обозначает – «положительный». Фокусированная или ориентированная на решение краткосрочная позитивная психотерапия SFBT (Solution Focused Brief Therapy — автор Стив де Шайзер и др.) применяется в работе со здоровыми людьми, испытывающими определенные психоэмоциональные затруднения, и помогает находить решения относительно возникших жизненных сложностей,[9]. Особенностью этого подхода является психотерапевтическое воздействие на ресурсы, которые есть у человека. Вместо поиска причин и источников проблемы на первое место выходит вопрос: «Что можно сделать?», [23].

Одно из направлений позитивной психологии  раскрывает  идею теории и практики саногенного мышления: смены взгляда на травмирующие ситуации. Так как освободиться от всех жизненных трудностей нереально, человеку необходимо заменить «токсичное» видение мира, на более диалектическое мировоззрение. Главный вопрос теории: «Как следует мыслить свое собственное страдание?», [13]. При этом не исследуются причины конфликта или эмоционального дискомфорта, не ставится вопрос «Почему?» Саногенное мышление сосредоточено на поиске личностных ресурсов путем конструктивного переосмысления человеком прошлого опыта и нахождения в нем позитивного опыта, [14]. Очень важным для личности в трудной жизненной ситуации является укрепление и повышение оптимистичности своей позиции. Эту задачу  решает модель позитивного исследования Д. Куперрайдера.

4.2 Модель позитивного исследования (appreciative inquiry)

Модель позитивного исследования (appreciative inquiry) сосредотачивается на поиске и укреплении ценностей и сильных сторон, уже имеющихся у человека или организации, которые могут  стать основой для успешных изменений. Термин «позитивный» в этом подходе является синонимом позитивного принятия, [24]. Метод «позитивного исследования» заключается в умении задавать вопросы из разряда «безусловно позитивных», [25]. Создатель метода Д. Куперррайдер делает акцент на том, что, анализируя трудные ситуации, важно переключать внимание с недостатков на возможности, устремляя человека в лучшее будущее.

Ниже приводится некоторые из принципов социального конструирования, когда в процессе совместного с консультантом конструирования «предпочитаемой реальности» используется уже имеющийся позитивный опыт клиента или организации:

  1. Безвыходных ситуаций нет, в каждом обществе, компании или для отдельного человека всегда есть то, что для него работает.
  2. То, на чем человек фокусируется, становится его реальностью.
  3. Реальность – категория изменчивая, она создается в представлении человека на каждый момент времени, и у каждого есть своя версия этой реальности.
  4. Задавая вопросы человеку или группе,мы способны оказывать на них влияние
  5. Люди более спокойно двигаются к будущему, когда они могут опираться на что-то лучшее, взятое из своего прошлого опыта, [23].

Все рассмотренные выше подходы позитивной психологии к поиску личностных ресурсов в трудной жизненной ситуации во многих аспектах совпадают с духовно-ориентированным психологическим консультированием, основанным на христианской антропологии.

 4.3 Христианская антропология и консультирование

Тему консультирования с позиций христианской антропологии, христианской, церковной психологии, духовно-ориентированной психотерапии исследовали отечественные ученые Братусь Е. С., Василюк Ф. Е., Зенько Ю. М., Флоренская Т. А., Смирнова Е. Т., Черняева С. А. и др., а также ряд западных христианских исследователей: Джей Э. Адамс, Гари Коллинз, Лэрри Крабб, Пол Майер, Фрэнк Минирт, Фрэнк Уичерн, Дональд Ратклиф и др.

Христианская  антропология зиждется на парадигме трихотомичности состояния человека: душевном, духовном и плотском. Подобное разделение человека на три части: дух, душу и тело — тоже является условным, и человек имеет целостность, как об этом говорится Первом Послании апостола Павла к Фессалоникийцам: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Феc. 5:23), [3,250]. Состояние одной части, может влиять на состояние остальных двух частей триединой сущности человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Послание к Ефесянам 4:24), [3,237]. Человек является существом целостным, но, с другой стороны, он выражает себя в таких аспектах, как духовный, душевный, телесный. Если бы человек был безгрешен, тогда бы его воля была освященной и свободной, и у Бога была бы возможность свободно действовать посредством  нее. Но в силу того, что человек все-таки «испорчен» из-за грехопадения Адама и Евы, даже при условии рождения свыше от духа Божия, наличия автономной воли, отражающей его связь с Богом, в нем есть своеволие, привлекающее его ко греху. Таким образом, грех отделяет человека от Бога и делает его Богопротивником [21].

К христианским ценностям относятся ценность личности, которая имеет свободу выбора, несет ответственность за свою жизнь и принятие решений, осознает свою причастность к Богу, имеет веру в Него и др. Суть христиански-ориентированной библиотерапии заключается в ее подходе к ценности личности человека. Говоря о методологическом основании христианской школы психотерапии, О.М. Красникова отмечает, что отношение к личности основано на христианской антропологии: «…психология личности начинается с того, что личность дана, как уже утвержденная базовая категория», и на христианской антропологии», [8]. Исходя из этого положения, как христианин-клиент, так и христианин-психолог ориентируются на духовные законы свободы, которая дана им во Христе, и ответственности перед Богом за то, каким образом они выстраивают свою жизнь, в том числе, и в трудностях. Эти принципы лежат в основе метода христиански-ориентированной библиотерапии.

4.4 Описание метода христиански-ориентированной библиотерапии и его применения в консультировании

  1. Знакомство, установление контакта с клиентом.
  2. Расспрос. Оценивание клиентом проблемы по 10-балльной шкале.
  3.  Подбор места из Священного Писания, например:  «Уповай на Господа и делай добро, живи на земле и храни истину», Пс.36:3 [3, 584].
  4. Обсуждение ключевых слов текста: Господь, Бог, уповай и других слов текста с целью выяснения смысла и значения, которые открывает человек в этих словах.
  5.  Определение положительной истории разрешения трудной ситуации в прошлом
  1. Уточнение клиентом своих действий в прошлой трудной ситуации, о которой он вспомнил, с точки зрения их правильности перед Богом.
  2. Актуализация позитивного опыта, который вынес клиент из этой ситуации.
  1. Перемещение локуса контроля клиента с ситуации  невозможности   на позитивный опыт решения   проблем в прошлом.
  2.  Создание условий мотивации к принятию решений.
  3.  Духовная оценка клиентом возможных результатов действий, следующих из  его решения.
  4. Формирование у клиента ресурса веры.
  5. Повторная оценка проблемы  по 10-балльной шкале.
  6.  Обратная связь. Оценивание уровня достижения цели и достигнутых результатов.
  7.  Завершение. Возможна краткая молитва благодарности Богу за Его помощь.
  1. Краткое описание исследования

Целью исследования является  эмпирическое определение степени влияния христиански-ориентированной библиотерапии и видеотерапии с использованием информационных технологий на процесс и результат осознания личностных ресурсов у клиентов, в зависимости от их отношения к христианским ценностям.

Гипотеза: христиански-ориентированная библиотерапия, как способ психокоррекции отношения к жизненным трудностям за счет смещения локуса контроля, дает более высокий результат осознания личностных ресурсов у клиентов, имеющих более выраженное положительное отношение к христианским ценностям по сравнению с клиентами, у которых оно выражено в меньшей степени.

Выборка исследования. В исследовании приняло участие 50 человек:7 (14%)  мужчин и 43 (86%) женщины. По возрасту респонденты распределились в две группы: от 20 до 40 лет — 31 (62%) человек, от 41 до 60 лет — 19 (38%) человек. Высшее образование имели 32 (64%) респондента, у остальных 18 (36%) – образование средне-специальное. Все 50 (100%) респондентов указали на свою принадлежность к христианству.

По степени выраженности отношения к христианским ценностям было выделено три группы:

-группа 1: «значительно выраженная» (41-46 баллов) -20 (40%) чел.;

-группа 2: «умеренная» (31-40 баллов) – 21 (42%) чел.;

-группа 3: «слабо выраженная» (10-30 баллов) – 9 (18%) чел.

По степени выраженности следования христианскому вероучению на практике оценки распределились следующим образом:

— группа 1:«значительно выраженная» (15-18 баллов) -25 (50%) чел.;

— группа 2: «умеренная» (11-14 баллов) – 10 (20%) чел.;

— группа 3: «слабовыраженная» (5-10 баллов) – 15 (30%) чел.

Основные методики исследования:

  1. Тест жизнестойкости Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой, шкалы: Вовлечённость; Контроль; Принятие риска; Жизнестойкость, [10].
  2. Тест по оценке уровня самоактуализации личности («САМОАЛ»), Н.Ф. Калина, А.В. Лазукин; шкалы: Ценности; Автономность; Самопонимание; Аутосимпатия, [20].

Заключение

Исследование выявило, что духовные возможности человека являются важной частью его личностных ресурсов: чем выше оценка уровня отношения к христианским ценностям, тем ниже респонденты оценивают трудность жизненной ситуации. После прохождения всех этапов исследования (анкетирования, тестирования, видеотерапии и библиотерапии) повторные оценки степени трудности своей жизненной ситуации, оказались значительно ниже первоначальных:

— группа 1: «значительно выраженная» (8-10 баллов) – 13 (26%) чел.; снижение в

среднем на  4, 92 балла;

— группа 2:«умеренная» (6-7 баллов) – 21 (42%) чел.; снижение в среднем на 2, 33

балла;

— группа 3:«слабо выраженная» (1-5 баллов) – 16 (32%) чел.; снижение в среднем на

1, 84 балла.

Отмечено значительное повышение уровня жизнестойкости у двух групп  со «значительно выраженной» и «умеренной»  оценками важности христианских ценностей. У группы респондентов, со «слабо выраженной» оценкой христианских ценностей выявлено снижение уровня жизнестойкости.  Результаты по группам:

— группа 1: «значительно выраженная» оценка (8-10 баллов) – 20 (40%) чел.;

повышение в  среднем на 5,05 баллов;

— группа 2: «умеренная» оценка (6-7 баллов) – 21 (42%) чел.; повышение в среднем

на 3,09 балла;

-группа 3: «слабо выраженная» оценка (1-5 баллов) – 9 (18%) чел.; снижение в

среднем на 3, 11 балла.

Проведенные исследования  показали, что христиански-ориентированная библиотерапия является результативным методом психокоррекции и  психологической помощи в осознании человеком личностных ресурсов. Применение этого метода повышает уровень жизнестойкости, который непосредственно связан с наличием у клиента личностных ресурсов. Рост жизнестойкости напрямую связан с оценкой отношения к христианским ценностям: чем выше эта оценка, тем выше жизнестойкость по сравнению с респондентами, отношение которых к христианским ценностям характеризуется «слабо выраженной» оценкой.

Источники:

  1. Анaньев Б. Г. Челoвек кaк предмет пoзнaния.- СПб.:Питер 2001, 288с.
  2. Атлас новых профессий // Режим доступа: http://atlas100.ru/ (Дата обращения 22.04.2020)
  3. Библия, Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета, канонические в русском переводе с параллельными местами, Львов 2009
  4. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса [Текст] / В.А. Бодров // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 2. — С. 113-122.
  5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  6. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: теория и практика : учебное пособие. — СПб.: «Профессия». — 2008. — 269 с.
  7. Концепция психологии активности в жизненных ситуациях. Е. А. Белан // Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_3pp/52.pdf (Дата обращения 6.04.2020)
  8. Красникова О. Христианские ценности в духовно-ориентированной психотерапии и консультировании. //Режим доступа: https://psyjournals.ru/mpj/2012/n3/57211.shtml (Дата обращения 10.09.2020)
  9. Краткосрочная позитивная психотерапия SFBT // Режим доступа: https://ipmp-spb.ru/kratkosrochnaya_pozitivnaya_psikhoterapiya_sfbt (Дата обращения 1.10.2020)
  10. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. -М.: Смысл, 2006
  11. Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное направление копинг-исследований в России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 35-летию Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 12–13 ноября 2009 г.// Режим доступа: http://www.psy.omsu.ru/docs/term/termpaper21111964.pdf (Дата обращения 2.10.2020)
  12. Оганесян Н. Т. Библиотерапия: Самоактуализация психических состояний через поэзию. — М. : Ось-89. 2002. — 271 с.
  13. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  14. Орлов Ю. М. Обида, вина // Режим доступа: https://royallib.com/read/orlov_yuriy/obida_vina.html#0- yuriy-orlov-obida.html (Дата обращения: 29.09.2020)
  15. Позитивный подход к изменениям. Appreciative inquiry // Режим доступа: http://ibcm.biz/позитивный-подход-к-изменениям-appreciative-inquiry-d-cooperri/ Дата обращения 30.10.2020)
  16. Принципы и методы библиологической психологии (в их применении к медицинской практике) Н. Рубакин, П. Шмидт // Режим доступа: http://tverlingua.ru/archive/001/01_3_001.htm (Дата обращения 2.010.2020)
  17. Психические состояния // Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/psihicheskoe-sostoyanie.html (дата обращения: 09.2020)
  18. Психотерапии позитивные Ионов Ю. А. // Режим доступа: https://www.b17.ru/article/psychotherapy_different_positive/ (Дата обращения 3.10.2020)
  19. Современные концепции ресурсов субъекта профессиональной деятельности. Н. М. Водопьянова // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-resursov-subekta-professionalnoy-deyatelnosti (Дата обращения 17.09.2020)
  20. Тест по оценке уровня самоактуализации личности САМОАЛ // Режим доступа https://world-psychology.ru/test-po-ocenke-urovnya-samoaktualizacii-lichnosti-samoal/ (Дата обращения 22.03.2020)
  21. Франк С. Л. Реальность и человек, — СПб, Издательство РХГА, 1997. – 448 с.
  22. Черняева С.А. Развитие личности и психологическая помощь в свете христианского мировоззрения, — СПб, 2002.- 184 с.
  23. Appreciative Inquiry / Технология подхода к работе с организациями «Позитивное исследование» О. Зотова // Режим доступа: http://olgazotova.com/appreciative-inquiry/ (Дата обращения 1.10.2020)
  24. Cooperrider, D., & Srivatsva, (1987), S. Appreciative Inquiry in Organization Life // Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/265225217_Appreciative_Inquiry_in_Organizational_Life (Дата обращения10.2020)
  25. Sandu, A. (2012), Appreciative ethics. A constructionist version of ethics, LAP Lambert, Germany, 2012.
  26. Sandu A.& Ana Caras Appreciative Christian counseling / Procedia — Social and Behavioral Sciences 128 ( 2014 ) 87 — 92