«Иисус стал «камнем соблазна”!» Владимир Цыс.
Каждому из нас приходилось проходить такие этапы в жизни, когда атаки врага были настолько мощными, что, кажется, невозможно победить этот натиск. Враг действует очень хитро, и как только мы совершаем промах (в переводе с иврита «согрешить» означает также «промазать, попасть мимо цели»), он тут же выступает обвинителем, похищая мир из нашего сердца. Как научиться сотрудничать с благодатью Бога и побеждать в ежедневных битвах, в чем разница между соблазном и искушением, поделился пастор церкви «Твердое основание» – Владимир Цыс.
– Пастор Владимир, почему апостол Петр называет Христа «камнем соблазна»? (1-ое Петра 2:7). В чем смысл этих слов?
– Христос стал «камнем соблазна» для самих иудеев. Ведь они ждали Мессию, а когда пришел Иисус, они Его не признали, и, в конечном итоге, убили. Получается, что они преткнулись. В Библии много говорится о том, что «не бывает пророка в своем отечестве» (Луки 4:24). Также в другом стихе сказано: «и соблазнялись о Нем» (Марка 6:3). То есть это некое проявление фамильярности, попытка уровнять с собой Христа. Смысл был в следующем: «Он такой же, как мы. Чем Он лучше нас?».
Основной лейтмотив соблазна, что Христос есть Камень, Который отвергли строители – то есть евреи, – богоизбранный народ, откуда должен был выйти Спаситель. Но они его не приняли. Это и есть камень соблазна: народ соблазнился о нем, преткнулся. Кстати, слово «соблазнился», если не ошибаюсь, на древнегреческом звучит как «скандализио», и от него происходит современное слово «скандал». Так же значение глаголов «спотыкаться, претыкаться» можно истолковать как «менять ход мыслей».
– Как выявить, что ты стал соблазном для других? Как этого не допустить?
– Мы призваны ходить в любви друг к другу, и не должны сами становиться поводом для преткновения коло-либо. Библия говорит, чтобы мы «немощных в вере принимали без споров» (Римлянам 14:1).
Может быть, вы очень умный, грамотный, успешный человек, но вы должны понимать: для кого-то ваши знания могут быть искушением, поводом для зависти; или же ваше финансовое преуспевание может быть поводом для соблазна. В церкви ведь тоже эти процессы, порой, могут происходить.
Соответственно, лучше стремиться вести себя так, чтобы созидать другого человека. Прежде, чем что-то говорить, мы должны задать себе вопрос: «Это я делаю для себя или из-за любви к другим людям?». Если из любви к себе, то, наверное, это будет соблазном для кого-то, потому что эгоизм – корень всякой печали. Нам всегда нужно стараться из себя его изживать.
Соответственно, как не допустить, чтобы ты стал соблазном? В английском языке есть такой термин: «mind other people» – то есть «думай о других больше, чем о себе». Писание говорит, чтобы мы «почитали один другого высшим себя» (Филиппийцам 2:3). А современному человеку, у которого «я» на первом месте, который в первую очередь думает о себе, – конечно, это тяжело.
– В чем разница между искушением и соблазном?
– Я тоже об этом думал, и вот, что вижу: если смотреть по Писанию, например, послание апостола Иакова, то там говорится, что человек искушается и обольщается собственной похотью (Иакова 1:14). Наверное, здесь речь идет об объекте и субъекте действия. То есть, когда мы говорим об искушении, что мы обычно думаем: «Может ли Бог искушать, или это дьявол искушает, или другой человек?». Но какая у тебя будет реакция? Если ты искушаем, соблазнишься ли? Станет ли это для тебя соблазном, о который ты преткнешься, и этот соблазн в тебе произведет разрушительную работу. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, что это взаимозаменяемые понятия.
Мне нравятся слова Марка Твена, который на вопрос «Как победить искушения?» ответил: «Я знаю много способов победить искушения, но самый простой из них – это струсить!» (улыбается).
Прежде чем человек соблазнится какими-то действиями, стоит подумать о последствиях. Ведь все мы понимаем, что кристально чистых людей нет, которые бы ничего в душе никогда не испытывали, – чист только Христос. Но иногда ты начинаешь себя урезонивать, приводить в чувство, тогда приходит победа!