Дмитрий Поляков: Дистанционное обучение – есть ли плюсы?
Активное стремление к тому, чтобы привязать людей к гаджетам, вызывает чувства тревоги и непонимания. И к нововведениям, связанным с дистанционным обучением, многие были не готовы, а некоторые и вовсе отнеслись с опаской. Существует ли опасность дистанционного образования? Возможно ли оградить от этого своих детей? И в чем плюсы домашнего обучения? На эти вопросы ответил Президент Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» Дмитрий Поляков.
– Дмитрий Вячеславович, расскажите, пожалуйста, в чем опасность дистанционного образования?
– Я бы не называл это опасностью, в большей степени – это неудобства. Личный контакт лицом к лицу создает совершенно другую атмосферу. И конечно, сложность состоит в том, что в дистанционном образовании нет живого интерактивного общения. Когда речь идет о дистанционном обучении, необходимо включать возможность взаимодействия учеников друг с другом, подобное тому, как это происходит в классе. К сожалению, технические средства еще не на том уровне, чтобы можно было спокойно это осуществить. Также существует некий принцип протеже, когда ученики, взаимодействуя и решая какие-то задачи и вопросы, помогают друг другу. Это своего рода взаимное наставничество. Психологи утверждают, что именно этот метод считается одним из самых эффективных в обучении.
Многие из наших хороших друзей преподавателей говорят, что им достаточно сложно перестроиться, так как они привыкли взаимодействовать с классом вживую. Ведь многие вещи, преподнесенные через интернет, не так эффективны. Необходимо научиться компенсировать эти недостатки. И, с одной стороны, это даже хорошо, когда преподаватели учатся новым методам донесения информации. Потому что благодаря ограничениям, происходит стимуляция человека в плане поиска новых путей решения проблемы.
– Многие родители ограждают детей от интернет-пространства. Как быть, если обучение на дистанционном образовании неизбежно?
– Здесь опасность в том, что некоторые родители стараются оградить человека от всего, создать ему стерильные условия. Если ребенок живет «в инкубаторе», у него нет определенного внутреннего стержня и понимания того, от чего его оберегают, то он становится очень уязвимым. Родители не смогут оберегать ребенка всю жизнь. Поэтому самое главное – привить духовные ценности, которые будут его защищать.
Древо познания добра и зла находилось посреди рая. И его плод, так или иначе, предназначался для человека, чтобы в определенный момент он вкусил его и распознал эту разницу. Бог никогда не пытался растить человека «в инкубаторе». Он создал его для того, чтобы он рос и развивался по Божьим принципам. Поэтому мудрость наставников и воспитателей состоит в том, чтобы привить ребенку этот «иммунитет» к миру.
– Есть ли значительные плюсы в том, что ребенок находится на домашнем обучении?
– Говоря о домашнем обучении, речь не идет о том, чтобы просто забивать человеку голову какими-то данными, а в том, чтоб обучить тому, где искать проверенную, объективную и нравственную информацию.
Плюсы домашнего обучения, конечно же, есть, но есть и минусы. Потому что, как я уже говорил, нельзя ограничивать мир ребенка и контакты со сверстниками. У него должны быть одноклассники. Колоссальный плюс домашнего обучения кроется в том, что ребенок учится той самой самодисциплине, которая является ключевым элементом для любого обучения, вне зависимости от того, где и в каких условиях он находится. Домашнее обучение не для лентяев, которые не хотят ходить в школу, а для тех детей, которые стремятся учиться.
В этом смысле большая ответственность лежит и на родителях. Не нужно, чтобы они перекладывали ее на школу, потому что обучение ребенка, все нравственные ориентиры и ценности формируются в семье.
– Сейчас церкви также перешли на онлайн-служения. Является ли подобный переход и усаживание людей перед мониторами уловкой дьявола, для того, чтобы поработить, сделать бездумными и бездуховными?
– Дьявол – мастер обольщения и он может непропорциональным образом исказить все хорошее, доброе и благое. В разные времена церковь принимала разные формы, и не всегда они соответствовали Божьим планам. В церквях всегда происходили реформации и преображения. И так как она выросла из семени Божьего Слова, то врата ада ее никогда не одолеют. Церковь невероятно жизнеспособна! И на сегодняшний день она должна адаптироваться к тем условиям, в которых существует.
В пример можно привести апостола Павла. У него не было возможности встречаться с церквями и верующими, но он нашел выход, используя медийные средства того времени. Павел брал перо, лист бумаги и писал. Ну, а если бы у него были интернет и Zoom, то, скорее всего, он бы этим воспользовался.
Всегда существуют вещи, при непропорциональном использовании которых не будет никаких благ. У церкви тоже были времена, когда собираться вместе было опасно для жизни, но она все равно прожила эти этапы. И церковью она называется не потому, что люди собираются или не собираются вместе. Церковь – это Божье присутствие в этом мире!