О «Дневнике любви и молитвы» Аполлона Григорьева.
Статья посвящена описанию внутреннего просветления в цикле «Дневник любви и молитвы» Аполлона Григорьева, которое можно причислить к выдающимся достижениям русской поэзии XIX в. Григорьев трактует религиозную тему, переплетая ее с мотивом любви к женщине. Заступническая молитва девушки помогает лирическому герою вернуться в состояние гармонии с Богом. В статье рассматривается также присущее Аполлону Григорьеву чувственное восприятие христианства — религиозный сенсуализм.
Автор: Михаил Альбинович Монкевич, кандидат филологических наук, руководитель научного департамента Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан».
В зрелых поэтических циклах Аполлона Григорьева «Борьба» и «Дневник любви и молитвы», созданных в 1850-е гг., религиозные мотивы переплетены с темой любви к женщине.
В «Дневнике любви и молитвы» лирический герой Григорьева весьма впечатлен видом молящейся девушки. Уже взятый сам по себе этот сюжет воскрешает в памяти лермонтовские образы. Как известно, стихотворение Михаила Лермонтова «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную…») было навеяно удивившей поэта детской верой знакомой ему девушки – княгини Марии Щербатовой. «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи», – вспоминала Александра Осиповна Смирнова-Россет[1].
Оба романтика – и Лермонтов, и Григорьев – были впечатлены проявлением детской веры девушек. И тому, и другому созерцание мирной картины молящихся помогает победить демона, гложущего душу.
Поэтический цикл Аполлона Григорьева «Дневник любви и молитвы» был найден среди рукописей поэта сравнительно недавно (в 70-е гг. XX в.) и еще недостаточно изучен, в то время как он является, на наш взгляд, одним из поэтических шедевров и представляет несомненный исследовательский интерес. По своей экзальтации и лирическому чувству «Дневник…» нисколько не уступает другим григорьевским циклам.
Образ Христа появляется уже в первом стихотворении цикла. Лирический герой попадает в давно знакомый ему православный храм и вновь видит «лики, длинные, как тени, по стенам» и образа святых, среди которых один занимает особое место:
… И выше всех – Голгофа. И на ней
Распятый Бог, страдалец за людей …[2]
Для Григорьева Христос – прежде всего Бог, Который претерпевает распятие во имя спасения людей. Мы видим здесь те же акценты, что и, например, в стихотворении «Нет, не рожден я биться лбом…». И там, и здесь – образ распятого Бога, любящего людей.
Во втором стихотворении цикла возникает тема воспоминаний об отце. Герой Григорьева вспоминает, с каким жаром молился в этом храме его отец. В те дни и сам лирический герой был глубоко верующим человеком:
… Тогда и я все ясно понимал
И символ веры набожно читал…[3]
Воспоминания как бы окутаны мотивами гармонии и согласия:
… И пению, и смыслу дивных слов
Вторил торжественно раскат колоколов…[4]
Пример молящегося отца, «мольба его святая», «восторженный и вместе кроткий взор», несомненно, оставили неизгладимый след в душе героя, этот пример пребудет с ним во все дни жизни. Но, вместе с тем, со временем искреннее чувство героя подвергается и серьезным испытаниям, когда холодок отчуждения пробегает по всему, что некогда было мило сердцу. В стихотворениях цикла присутствует взгляд взрослого человека на детские впечатления. После всех испытаний и сомнений образ Бога и образы родителей остаются незыблемыми в душе лирического героя:
…И видел я в волшебном сновиденье
И детскую постель, и в окна лунный свет,
И над постелью матери портрет,
И образ на стене – ее благословенье.
И вспомнил я, с каким благоговеньем
Я «Отче наш», ложася спать, читал
И на луну смотрел – и тихо засыпал …[5]
Все несовершенное, ограниченное, придирки и несвобода в отчем доме уже не так помнятся и не так ранят.
Но, очнувшись от воспоминаний и увидев входящий в храм крестящийся народ, григорьевский герой злобно смеется, и в этом смехе отчетливо слышны отзвуки романтического демонизма Лермонтова:
… И ко всему святому равнодушный,
Над верою толпы, живой и простодушной,
В душе как демон злобно хохотал.[6]
В седьмом стихотворении цикла разочарованный герой-романтик вдруг замечает в углу храма, близ гроба Искупителя, кротко и смиренно молящуюся девушку. Сначала лирический герой заподозрил в ней кокетство, но вскоре ему становится стыдно за это сомнение и за свой хохот – он увидел в молящейся неподдельное религиозное чувство:
…Мне Божьим Ангелом явилася она.
Казалось, < он > по небесам грустил
И небеса за грешников молил.[7]
И вот уже тот же самый человек, который недавно так зло смеялся над простодушной верой толпы, сам начинает молиться:
…И странно!.. Сам давно забытые слова
Я лепетал греховными устами
И крест творил – и гордая глава
Склоняется во прах пред образами.[8]
Перед нами та же самая детская вера, которую Лермонтов увидел в Марии Щербатовой и о которой так вдохновенно написал в стихотворении «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).
Детская вера девушек обескуражила и Лермонтова, и Григорьева. Их лирические герои – больные эгоисты, разочарованные в мире и презирающие всякую фальшь, – все-таки продолжают внутренне тянуться к прекрасному и святому. Но им нужен кто-то, кто мог бы молиться за них и привести в состояние религиозного умиления.
Вся динамика событий в цикле Ап. Григорьева «Дневник любви и молитвы» может быть условно представлена в виде схемы:
1) Воспоминания о детстве → 2) Смех над верой толпы → 3) Сомнения в искренности молящейся девушки → 4) Сомнения развеяны.
Мотив преклонения перед молящейся девушкой роднит «Дневник…» с повестью Федора Достоевского «Хозяйка» и позволяет говорить как о следовании общей романтической традиции, логике романтического сюжета, так и о влиянии авторов-почвенников друг на друга. Известно, что Григорьев хорошо знал ранние повести Достоевского – он даже критиковал их за излишний натурализм.
Весьма вероятно, что цикл «Дневник любви и молитвы» посвящен Леониде Яковлевне Визард, увлечение которой в жизни Григорьева приходится на 1850-е гг. Автор не делал попыток опубликовать цикл, видимо, из-за интимного характера стихотворений.
В финальной части цикла звучит мощный аккорд, возвещающий победу над духом отрицания:
Прочь, демон, прочь! Недаром были
Даны мне слезы и мечты.
Что небеса мне возвратили,
Того отнять не можешь ты.[9]
Лирический герой, будучи разделен с любимой, и даже без надежды когда-либо соединиться с ней на земле, тем не менее счастлив тем моментом высшей радости, который был дарован ему благодаря той памятной встрече:
Исчезло дивное виденье,
Но им душа еще полна.
Прочь, демон, прочь! Во мне Она,
А надо мною – Провиденье.[10]
В этом заключительном четверостишии помимо всего прочего есть очень христианское по своей сути настроение, которое находит выражение и в других стихотворениях Григорьева, таких как «За Вами я слежу давно…» (1850), «К Лавинии» (1845). Это настроение роднит григорьевскую лирику с поэзией Пушкина.
Сравним.
У Григорьева:
За Вами я слежу давно
С горячим искренним участьем,
И верю: будет Вам дано
Не многим ведомое счастье…[11]
У Пушкина:
…Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(«Я вас любил: любовь еще, быть может…», 1829 г.).[12]
В этих строках просвечивает любовь бескорыстная, не желающая ближнему зла, восходящая к библейскому идеалу: «…Любовь не завидует, …любовь не мыслит зла» (1 Кор 13, 4-5).
И пушкинский, и григорьевский герои являют собой пример человека, который не желает зла некогда любимой им женщине и тому мужчине, который с ней сейчас. Герои Пушкина и Григорьева не проклинают и не мстят, понимая, что это бессмысленно. И как величайшее торжество человеческого духа в их устах вместо проклятия звучит самое нежное благословение.
Завершая рассмотрение цикла «Дневник любви и молитвы», обратим внимание еще на одну важную художественную деталь, имеющую отношение к религиозному миросозерцанию Аполлона Григорьева.
В самом начале цикла мы видим героя, пришедшего в храм и предающегося воспоминаниям об отце и о днях минувших. Взгляд героя останавливается на ликах святых, и они вдруг словно оживают. Однако тяжесть в душе героя настолько велика и неизбывна, что все восприятие им окружающего окрашивается в мрачные тона. На все предметы, находящиеся в его поле зрения, как бы падает холодная и темная тень:
Но я взглянул… И лики предо мною,
Казалось, ожили, но жизнью мертвецов…[13]
Лики святых, подобные мертвецам, – парадоксальный и сложный образ, предвосхищающий размышления Льва Мышкина перед картиной Гольбейна «Мертвый Христос» в романе Достоевского «Идиот»: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!».[14]
Перед внутренним взором лирического героя проходят ужасные видения:
…И было ли то звон колоколов
Иль смутный сон владел моей душою,
Но слышались мне звуки странных слов.
Казалось мне, ряды святых, как хоры,
Гласили песнь, печальную, как стон.
И вторил им унылый, страшный звон.
Их лики бледные … недвижимые взоры
И песнь проклятия… То был ужасный сон…[15]
Однако после чудесной встречи с искренне молящейся девушкой мироощущение героя кардинально меняется. В конце первой части цикла есть мощнейший фрагмент, полный экспрессии:
И предо мной иконостас сиял,
И лики весело и радостно смотрели,
И Распятый, казалось, призывал
Словами кроткими к Себе, к единой цели,
И блеск свечей на стенах озарял
Изображения святые…[16]
Григорьев гениально передает один из феноменов психологии: созерцание одной и той же картины может вызвать в человеке абсолютно разные чувства. Григорьев недвусмысленно подводит читателя к выводу о том, что причина неустройства и разлада – не в окружающем мире, а внутри самой души человека.
К подобным же прозрениям приходит и Федор Тютчев:
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И ропщет мыслящий тростник?..
(«Певучесть есть в морских волнах…», 1865 г.).[17]
После дивного озарения григорьевский герой уже не видит страшных мертвых призраков, не слышит скрежета и заунывного пения – его взгляду открывается доселе неведомый простор; он смотрит теперь на прошлое и на настоящее как бы с вершины горы, откуда он может постичь сокровенный смысл всех событий; и все вновь озарено для него, как в детстве, теплым светом истины и гармонии, только теперь уже на новом уровне:
…И видел я и ясли те простые,
Откуда Свет народам воссиял,
И ангелов средь пастырей явленье,
И мудрых пред младенцем поклоненье,
И ночь страдания, когда на Элеон
В последний раз пришел молиться Он,
Последнюю с земным где выдержал Он битву…
И тяжкий крест, и за врагов молитву.
Жизнь Спасителя предстает перед лирическим героем как квинтэссенция всей человеческой истории, как средоточие высшего Божественного смысла мироздания.
Мастерски переданное Григорьевым изменение в человеческом восприятии окружающего мира является одной из значительных художественных находок поэта. В этом плане григорьевское описание внутреннего просветления в цикле «Дневник любви и молитвы» можно смело причислить к выдающимся достижениям русской поэзии XIX в.
Литература
- Блок А.А.Судьба Аполлона Григорьева // Собр. соч. в 8 т. М. Л.: Художественная литература, 1960 — 1963. Т. 5. С. 487 – 519.
- Григорьев А. А.Стихотворения. Собрал и примечаниями снабдил Александр Блок. М.: Издательство К. Ф. Некрасова, 1916.
- Григорьев А. А.Литературная критика. М.: Художественная литература, 1967.
- Григорьев А.А.Стихотворения и поэмы. М.: Советская Россия, 1978.
- Григорьев А. А.Воспоминания. Л.: Наука, 1980.
- Григорьев А. А.Эстетика и критика. М.: Искусство, 1980.
- Григорьев А. А.Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986.
- Григорьев А. А.Письма. М.: Наука,1999.
- Григорьев А. А.Стихотворения. Поэмы. Драмы. СПб.: Академический проект, 2001.
- Гроссман Л. П.Основатель новой критики // «Русская мысль». М., 1914. Кн. ХI. С. 1 – 19.
- Гроссман Л. П.Три современника. Тютчев — Достоевский — Аполлон Григорьев. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1922.
- Гулыга А. В.Шеллинг. М.: Молодая гвардия, 1984.
- Гуральник У. А.Достоевский, славянофилы и «почвенничество» // Достоевский – художник и мыслитель. М.: Художественная литература, 1972. С. 427 – 461.
- Достоевский Ф. М.Полн. собр. соч. в 30 т. Л.: Наука, 1972 – 92.
- Егоров Б. Ф.Ап. Григорьев // Русская литература и фольклор. Вторая половина ХIХ века. Л., 1982. С. 255 – 285.
- Егоров Б. Ф.Аполлон Григорьев. М.: Молодая гвардия, 2000.
- Лермонтов М. Ю.Собр. соч. в 4 т. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961.
- Лотман Ю. М.Поэтический мир Тютчева // Ф.И. Тютчев: pro et contra, антология. СПб.: Издательство РХГА, 2018. С. 824 – 861.
- Назиров Р. Г.Достоевский и романтизм // Проблемы теории и истории литературы. М., 1971. С. 346 – 356.
- Носов С. Н.Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М.: Советский писатель, 1990.
- Осповат А. Л.Заметки о почвенничестве // Достоевский. Материалы и исследования. Т.4. Л.: Наука,1980. С. 168 — 174.
- Паскаль Б.Мысли. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995.
- Пушкин А. С.Собр. соч. в 10 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, 1959.
- Смирнова-Россет А.О.Автобиография. М.: Мир, 1931.
- Тютчев Ф. И. Полн. собр. соч. СПб.: Издательство А. Ф. Маркса, 1913.
- Тютчев Ф. И.Соч. в 2 т. М.: Правда, 1980.
[1] Смирнова-Россет А.О. Автобиография. М., 1931. С. 247.
[2] Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. СПб, 2001. С. 101.
[3] Там же. С. 101.
[4] Там же.
[5] Там же. С. 102.
[6] Там же.
[7] Там же. С. 104.
[8] Там же.
[9] Там же. С. 107.
[10] Там же.
[11] Там же. С.120.
[12] Пушкин А.С. Собр. соч. в 10 т. Т. 2. М., 1959. С. 259.
[13] Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. С. 101.
[14] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 8. Л., 1972 – 92. С. 182.
[15] Там же.
[16] Там же. С. 104.
[17] Тютчев Ф.И. Соч. в 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 174.