Человек и его ответственность за свой выбор.
Статья профессионального психолога и душепопечителя Веры Александровны Цыс.
Во времена потрясений многие испытывают потребность в поддержке. В период пандемии это особенно важно. Кто-то теряет близких, работу или сталкивается с необходимостью находиться в самоизоляции или другими ограничениями, связанными с борьбой против распространения коронавируса. Несомненно, люди переживают стресс. Мы отметили, что с начала пандемии в колцентр телеканала ТБН стало поступать значительно больше обращений от телезрителей, которые жаловались на депрессивное настроение, на ухудшение взаимоотношений; также участились обращения, в которых люди искали помощи в борьбе с суицидальными мыслями, с жизненной дезориентацией из-за смерти близкого человека от ковида.
В разговоре с такими людьми, часто выяснялось, что человек не настолько готов свести счеты с жизнью, но нуждается в том, чтобы его выслушали, развеяли страхи и успокоили. Ему нужно человеческое участие и понимание, что его жизнь имеет смысл и что кризис возможно преодолеть. Представляется важным для психологического состояния нашего общества проведение дискуссий по вопросам, касающимся положения человека в трудной жизненной ситуации, о том, вправе ли он сам решать свою судьбу, в частности, в вопросе распоряжения своей собственной жизнью. Мы должны говорить о надежде, апеллируя не только к христианской точке зрения, которая особо подчеркивает важность доверия Богу в любой трудности, важность надежды на Него, но также и с позиции других подходов — философского и психологического.
Право человека на жизнь защищено законом любого государства, но сегодня человечество сталкивается с тем, что наблюдается нарастающая тенденция к распространению легализации эфтаназии, что продвигается в обществе, как проявление так называемого «права на смерть». Эвтаназия в переводе с греческого — еu — «хорошо» и thanatos — «смерть» обозначает легкую смерть. Существует два основных вида эвтаназии: пассивная — (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь), [5].
Исследователи Гвозденко А.Н. и Неясова В.А. в статье «Эфтаназия — акт милосердия или убийство в законе?», [2] акцентируют внимание на том, что право на эфтаназию на сегодняшний день охраняется многими международными актами, а также анализируют практику Европейского суда по правам человека по вопросу применения эвтаназии. В научном сообществе существуют разные точки зрения относительно ее применения. Среди них есть и такая, согласно которой эвтаназия является проявлением так называемого «права на смерть». По мнению авторов статьи, такая формулировка некорректна и не должна найти своего отражения в международных актах. Однако, несколько стран уже ввели законы о праве человека на смерть, легализовав процедуру эвтаназии.
Нам представляется важным рассмотреть вопрос, каким образом эфтаназия отдельно взятого гражданина может повлиять на формирование у его близких определенного отношения к вопросу ценности жизни. Человек не является одиноким островом в безбрежном океане, как ему может казаться в сложные моменты своего бытия. Вокруг него есть люди, для которых важно его присутствие и участие в их судьбе. В статье «Интегративная модель суицидального поведения», [3] российский исследователь Положий Б. С. приводит результаты изучения зарубежными учеными закономерностей проявления суицидального поведения в семьях, которые были опубликованы в работе «Suicidal behavior runs in families // Suicide Prevention. The Global Context», Brent D.A., Bridge J., Johnson B.A., 1998), [6]. Полученные данные подтверждают, что склонность к самоубийству может передаваться из поколения в поколение. В этом играют роль и генетика, и воспитание. Это позволяет высказать предположение, что, как отношение к самоубийству, так и отношение к эфтаназии может закрепляться в мировоззрении и передаваться другим поколениям.
Семья является одним из важных институтов, транслирующих в последующие поколения жизнеутверждающие созидающие принципы, но, к сожалению, не только их, а также и разрушительные тенденции, касающихся ценности жизни и отношения к смерти. Когда, к примеру, родители решают проблемы своих взаимоотношений в ссорах и конфликтах в присутствии детей, чаще всего они не думают о том, как это отразится на неокрепшей детской психике. Потом, когда дети повзрослеют, им приходится прибегать к помощи психолога, чтобы разобраться с психотравмами своего детства.
Тем, кто допускает мысли о сведении счетов с жизнью, нужно знать, что для близких это может стать большим ударом. Тайна о случае суицида в семье будет либо скрываться, чтобы «не выносить сор из избы», либо станет «скелетом в шкафу», что создает в семье нездоровую атмосферу. Когда-нибудь эта тайна может стать общеизвестной, и членам семьи придется как-то справляться с психологическими последствиями, даже если они сами не имели к случившемуся никакого отношения.
Все, что мы говорим, делаем, совершаем, становится примером для других. Поэтому важно говорить отчаявшимся людям, что надежда всегда есть, и есть вещи, которые зависят и от их собственного отношения и веры. Здесь можно упомянуть понятие жизнестойкости — некой экзистенциальной отваге, позволяющей личности в меньшей степени зависеть от ситуативных переживаний, преодолевать постоянную базовую тревогу, актуализирующуюся в ситуации неопределённости и необходимости выбора. Американский психолог Сальваторе Мадди определяет жизнестойкость как систему убеждений, позволяющую человеку воспринимать даже негативные события в качестве опыта и успешно справляться с ними, [7].
С. Мадди называет три компонента жизнестойкости, которые должен иметь человек. Это — вовлеченность (убеждение в том, что только благодаря своей активности человек находит в мире интересное), контроль (убежденность в контролируемости мира и своей способности добиться результата) и принятие риска (готовность действовать вопреки неопределенности ситуации и угрозе и извлекать опыт из любых ситуаций). Причем, для эффективного преодоления трудностей необходимо, чтобы все они обязательно были в наличии (в той или иной степени). Отсутствие хотя бы одного компонента существенно снижает жизнестойкость.
Иногда, в качестве ободряющего примера в работе с психолога хорошо использовать историю охоты белого медведя на тюленя, описанную известным советским полярником Эрнестом Кренкелем, радистом парохода «Челюскин». Он наблюдал в бинокль, как молодой белый медведь подкрадывался к лежащему тюленю, прикрывая лапой свой черный нос, чтобы остаться незамеченным. Оказавшись совсем рядом с жертвой, медведь прыгнул, и перелетел метра на полтора дальше намеченной цели. Тюлень, естественно, спешно ретировался.
Дальше Кренкель продолжает: «И что бы вы думали, сделал медведь? Он пошел обратно и два раза прыгал на лунку, пока не отработал достаточной точности прыжка. Молодой охотник за тюленями явно тренировался. Зверь твердо знал, что, если он не отработает номер, останется голодным», [1]. Ведь от точной оценки расстояний и собственных сил для результативного прыжка зависит жизнь животного.
Люди, в большинстве своем, ведут себя иначе. Согласно исследованиям влияния неудачного опыта на дальнейшее поведение человека в ситуации, требующей от него каких-либо действий, американские ученые Мартин Селигман и Стивен Майер впервые выявили принципы формирования так называемого «синдрома выученной беспомощности» [4]. В ходе экспериментов было установлено, что потерпев даже однократную неудачу в каком-то действии, большинство расценивает этот опыт, как отрицательный результат. В дальнейшем, когда человек попадает в похожую ситуацию или такую, которая напоминает о прежней неудачной попытке, он отказывается что-либо предпринимать, считая, что это бесполезно, т.е. теряет мотивацию и веру в свои способности повлиять на возможность что-то изменить к лучшему.
Поэтому мы ободряем людей, чтобы встречаясь с трудными, кажущимися неразрешимыми, обстоятельствами, они не смущались, продолжали двигаться вперед, хотя бы небольшими шагами, старались определять то, что у них получается, и извлекать положительный опыт из любых ситуаций. Таким образом, они берут на себя ответственность за свой выбор, что способствует их личностному развитию и достижению автономности, самореализации и зрелости.
Список использованной литературы
- Гальперин П. Я. Введение в психологию, Психология, М. 1999 //URL https://litvek.com/br/151902?p=3 (дата обращения 29.06.2021)
- Гвозденко А.Н., Неясова В.А. Эфтаназия — акт милосердия или убийство в законе? //URL:https://cyberleninka.ru/article/n/evtanaziya-akt-miloserdiya-ili-ubiystvo-v-zakone (дата обращения 25.07. 2021).
- Положий Б. С. Интегративная модель суицидального поведения //URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrativnaya-model-suitsidalnogo-povedeniya (дата обращения 28.06.2021)
- Селигман М. Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь. — М., Из-во Альпина Паблишер, 2015. — 338 с.
- Тербежекова, В. В. Эвтаназия: милосердие или убийство? / В. В. Тербежекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 311-312. // URL: https://moluch.ru/archive/312/70805/ (дата обращения: 25.07.2021).
- Brent D.A., Bridge J., Johnson B.A. et al. Suicidal behavior runs in families // Suicide Prevention. The Global Context. — New York; London: Plenum Press, 1998. — P. 51-65.
- Maddi Personal Views Survey II: A measure of dispositional hardiness // URL: https://www.researchgate.net/publication/209836039_Personal_Views_Survey_II_A_measure_of_dispositional_hardiness (дата обращения 1.06.2021)