«Жизнь по Духу – это действие!» Владимир Цыс.
Если спросить у большинства христиан, что значит для них быть настоящим учеником Иисуса, их ответы по большей части будут касаться внешних проявлений: чтение Библии, посещение церкви, молитва, помощь нуждающимся. Все это важные и необходимые вещи, но, кажется, Иисус имел в виду нечто большее. Как в современном мире быть истинным последователем Христа? О том, что такое ученичество, и как выстраивать жизнь в послушании Богу, рассказал блюститель Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» по Северо-Западному федеральному округу, пастор церкви «Твердое основание» Владимир Цыс.
– Пастор Владимир, в Библии есть место, где Иисус говорит: «Возьми крест свой и следуй за Мной» (Луки 9:23). Что имеет в виду Господь, говоря эти слова?
– Здесь очень много смыслов. Один из них – это преображение и отвержение себя. Когда Бог становится на первое место, а не наше «я». Второе значение – это то, что мы теперь ставим волю Бога, Его слово, Его заповеди и ценности превыше наших. В этом заключается преображение ума, о чем и говорит апостол Павел в своем послании (Римлянам12:1-2).
Мы призваны к тому, чтобы изменяться не в соответствии с этим миром, а преображаться через обновление ума. Отвергнуть эгоизм, сребролюбие, возлюбить ближнего, полюбить Бога. Это на всем отражается. Например, мужья должны любить своих жен. Жены должны почитать мужей (К Ефесянам 5:25-28). И также Павел продолжает: «…почитайте один другого выше себя» (К Филиппийцам 2:3). Вот это и есть один из смыслов отвержения себя.
Второе – это умирание для плотского, для похоти, жадности, ревности, эгоизма.
И третье: отвергнуть себя – значит умереть со Христом и воскреснуть с Ним. То есть то, что мы делаем в водном крещении: «умираем» для старой жизни и «воскресаем для новой», с Иисусом. Как отвергнуть себя в житейском понимании? Начать жить для Господа и для Его воли, потому что Он нас омыл, призвал.
Недавно мы отмечали Пасху. И, празднуя, говорили: «Христос воскрес!». Но на самом деле, мы не можем до конца оценить Его воскресение, не поняв и не поразмыслив о Его страданиях. Он взял крест, показав нам пример, что мы должны в нашей новой жизни во Христе, которую обрели, быть готовы поставить Бога на первое место, даже если нам это стоит жизни. Крест – это символ смерти плотского человека и жизни для Бога.
Христос также говорил о страданиях ради Его имени, что мы будем гонимы (От Луки 21:17). Поэтому мы должны понимать: раз Он пострадал, то и мы не избежим какого-то преследования или гонения за то, что мы верим. Оно может быть разным: от косых взглядов и неодобрительных усмешек до настоящей смерти.
Христианство – это радостная весть, но иногда может закончиться тем, что мы должны будем пожертвовать своей жизнью за это. Сегодня, к сожалению, христиане взяли на вооружение только весть о благодати, но слово о жертве, о посвящении себя – оставили в стороне. Люди хотят получить благословение от Господа, но не хотят ничего жертвовать. Это, конечно, печально.
– Какую роль в спасении играют дела?
– В христианстве есть разные учения и, надо сказать, что дела являются последствием нашего рождения свыше. Как говорил Мартин Лютер: «Человек спасается только верой, не от дел. Но вера никогда не бывает без дел». Вот такое парадоксальное заявление. Настоящее рождение свыше обязательно будет сопровождаться стремлением человека жить более праведно, делать добро там, где он раньше его не делал, желанием не совершать греха. Когда-то мы совершали грех, для нас это было «плевое дело» – никто сильно не задумывался. То теперь это нас может тяготить, расстраивать, нам не захочется огорчать Господа.
Поэтому дела – это плод нашего рождения свыше. Но не надо путать! Бог спасает нас не по делам, и об этом говорится в послании к Ефесянам: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился (К Ефесянам 2:8-9). И дальше, в 10 стихе, говорится о том, что Бог создал нас на добрые дела.
Мы не спасаемся, когда начинаем делать добрые дела, но когда мы спасаемся, то в результате спасения и внутреннего преображения, мы начинаем делать добрые дела. То есть это как бы следствие спасения.
А иногда люди путают и говорят: «Вы должны делать добрые дела, тогда Богу вы будете угодны, и Бог вас примет». Это, конечно, не так.
– Что такое «жизнь по Духу»?
– Это можно узнать методом противопоставления. Вот есть жизнь по плоти – это жизнь в грехе, похоти, движимая страстями, ревностью, завистью, злобой. Человек одолеваем какими-то эмоциями, необузданными желаниями. Это жизнь по плоти.
О жизни по духу говорится во 2-ом Послании Петра: «… докажите, что вы сделались сопричастниками божественной природы, и теперь в этой своей сопричастности явите терпение, веру, любовь, воздержание, кротость…» (2-ое Петра 1:5-7).
С другой стороны, «духовное» словарь В.Даля определяет как все, что связано с молитвой, церковью, со Словом Божьим. Мы знаем, что Бог есть Дух (От Иоанна 4:24). Соответственно, все, что Он говорит нам исполнять – это духовное. И даже просто исполняя Слово, мы уже поступаем по духу, духовно.
Но есть и третья сторона понимания. Так как мы имеем Духа Святого внутри себя, то какие-то внутренние побуждения, стремление поступить так или иначе, принимаем за голос Святого Духа. Возможно, какое-то бремя Господь дает на сердце, или нет мира на какое-то действие. Мы молимся, и, не имея разумного объяснения, чувствуем, что нужно сделать так или так.
Обычно это подтверждается тем, что, поступив, как мы чувствовали в сердце своем, нам удалось избежать большой проблемы. И так мы узнаем, что поступили по влечению Духа. Именно Духа как личности, а не просто исполнив написанное в Слове.
Жизнь по Духу – это действие. То есть, когда вы действуете в дарах Духа Святого и повинуетесь этим дарам. Вернее, следуете тому, что эти дары открывают. Через видения, через посещение ангелов или слышание голоса Божьего.