Владимир Цыс: Истинное учение способствует праведности!
С течением времени и развитием Церкви количество учений в Ней только возрастает. И, к сожалению, многие из них приводят к разногласиям и спорам между верующими. Но как христианину выработать свое мировоззрение при таком разнообразии учений, не перепутать голос пастора с голосом Бога, и что же все-таки важнее, молиться или читать Библию? Об этом вам расскажет блюститель Ассоциации христианских евангельских церквей «Союз Христиан» по Северо-Западу Владимир Цыс.
– Почему во всех церквях разные учения?
– Евангельские верующие – это люди, которые пришли к Богу через евангелизацию своих друзей и знакомых, то есть через активное благовестие протестантских церквей. Они горящие для Господа, в них много желания, огня Святого Духа, но большинству не хватает фундаментальных знаний. И в связи с тем, что новообращенные не имеют систематического обучения, в церквях делается упор на какие-то отдельные аспекты библейских учений, это зависит от паствы и церкви.
В России протестантские евангельские церкви достаточно разрознены. И это далеко не способствует систематизации и становлению единого учения. Каждый учится у разных проповедников, учителей, и поэтому такое многообразие учений. И я считаю, что это не плохо. Апостол Павел говорил: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4:13). Поэтому даже Священное Писание гласит, что различия и споры в отношении учения Христа будут, но, в конце концов, это приведет нас к единству.
– Как христианину выработать свое мировоззрение при таком разнообразии учений?
– Если мы говорим о своем мировоззрении, оно должно более или менее совпадать с базовыми учениями Церкви. На самом деле все эти вопросы освещаются в книге «Систематическое богословие», но вряд ли кто-то захочет ее изучать. Поэтому необходимо просто быть в церкви.
Сегодня существует большая проблема в том, что многие верующие – индивидуалисты. Но важно, чтобы у человека был пастор и церковь. И если эта церковь проверенная и существует давно, то шансов, что верующий получит здравое учение, очень много.
– Как голос Бога не перепутать с голосом пастора?
– У пастора есть свое мнение, и не стоит бояться перепутать его с голосом Бога. Надо понимать, что пастор не имеет власти над человеком, но он имеет власть вести примером через здравое учение Словом. И где-то, конечно, будет проскальзывать человеческий элемент, ведь, как говорит Господь: «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10:41).
Пасторы – это Божьи помазанники, которых Он поставил специально для нашего духовного возрастания. В общении с пастором неизбежны какие-то человеческие элементы, но важно, чтоб они не нарушали ваших личных свобод. «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор. 12:28).
Поэтому пастору необходимо доверять, следовать его советам. Но, если же он «выкручивает руки» своим прихожанам, злоупотребляет своим статусом – так поступать Божий помазанник не имеет права. «Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных: вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо» (2-е Коринфянам 11:19-20). Пусть этот стих будет для нас ориентиром к тому, что так пастор поступать не должен, и такого человека христианам слушать не стоит.
Апостол Петр говорит: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1-е Петра 5:2). И если он поступает так, как велит Священное Писание, то это достойный человек и нужно принимать его служение в свою жизнь!
– Как объяснить неверующим, что христиане тоже могут ошибаться?
– В этом случае всегда действуют двойные стандарты, тот же неверующий делает все, что угодно, и никто не имеет права ему что-либо говорить. А верующим намного чаще и больше предъявляют претензии, потому что они заявляют о своей праведности, некой этике и кодексе поведения, который дает нам Священное Писание. Тут важно стараться не падать в грязь лицом, но если что-то случилось и вы все же оступились, как говорится – «человеку свойственно ошибаться». Господь дал нам благодать. И в целом мы стараемся следовать Его воле, поступать праведно, но мы можем спотыкаться, и это нормально.
В том случае, если неверующие начинают вас притеснять, указывая на ваши грехи, не стоит этого смущаться. Можно либо отшутиться, либо же сказать: «На то благодать мне и дана, что Господь принимает меня таким, какой я есть. Но я всегда стараюсь поступать достойно!». «Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1Тим 3:7).
Писание также говорит, что по делам верующих судят о Боге и Церкви. Это важно понимать. Но если вдруг вы ошиблись, то в этом нет ничего страшного. Господь на то и дает нам благодать, чтобы мы ходили в прощении и мире Божьем.
– Как объяснить неверующим, почему Бог спасает и прощает грешников? (убийц, насильников и т.д.)
– Бог может простить любой грех, кроме греха отречения от веры. Он также установил законы: «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим 13:4). Случается такое, что человек творит какое-то зло, потом кается, и Господь его прощает. Однако наказание на земле все равно настигает его.
В пример можно привести разбойника, который висел на кресте. Он обратился ко Христу, и Иисус сказал: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Но при этом разбойник остался на кресте и там же умер вместе с Господом. Только Господь воскрес, а разбойник получил вечную жизнь и прощение, но в этой жизни он пожал то, что сеял. Поэтому Господь может простить, но не отменить последствий за содеянное.
Иногда Бог являет милость, и я знаю случай, когда Он освободил от болезненного наказания людей, которые пожизненно были заключены в тюрьму.
Также есть и обратные примеры. В тюрьме в Латинской Америке сидели смертники, которые ожидая много лет смертной казни, начали служить Господу, стали пасторами. И, даже несмотря на это, когда пришло время исполнения наказания, они были казнены.
Мы, конечно, не одобряем грех, тем более грех убийства и насилия. Такие люди, несомненно, должны быть остановлены. Но если они каются, обращаются к Господу и пытаются встать на праведный путь, Христос не отказывает в милости и прощении.
– Что важнее, молиться или читать Библию?
– Важно делать и то, и другое. Однако существуют крайности, когда люди слишком увлекаются только чтением Библии или изучением библейских дисциплин. Такие верующие рискуют превратиться в «академических сухарей». Вторая же крайность заключается в том, что люди много молятся, но при этом у них отсутствует фундаментальные знания и базовые истины. Для такого типа верующих чувственный опыт становится главенствующим в служении и христианской жизни. Поэтому необходимо все делать в комплексе, изучать Библию, молиться и учиться Слову у наставников. Писание говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (к Евреям 13:7). Нам же не обязательно ждать их кончины. Нужно здесь и сейчас учиться у пасторов, молиться, самому получать общение со Святым Духом, Господом, и тогда будет баланс!